Путевые заметки из поездки мобильной бригады. Март. Часть вторая.

Глинотерапия с маленькими

Немного отдохнув, утром отправляемся в сторону Золотого. Город состоит из нескольких блоков застройки, имеющих названия - номера. Составной частью Золотого является поселок Родина. Он крайняя точка, поселок на нулевом рубеже. 
На блок-посту тщательно проверяют наши документы, вопросы вызывает цель поездки и прописка. Объясняем и едем. Дорога к школе вся в табличках: "Осторожно, мины!"
Прозрачное небо, природа играет красками, и напряжение в воздухе. Здесь совсем не мирно.
На окнах школы фанера, защищающая от взрывов. 

Со школьными учителями

В школе всего 50 учеников. Что поразило - молодой преподавательский состав. Быть учителем в маленькой школе в поселке, где ничего нет и рядом бои - подвиг. Мы приехали во время уроков, которые отменили ради наших занятий и мастер-классов.

Глинотерапия с психологом

Рисуем и разговариваем. Рассказываю о давних традициях Петриковской росписи. Учителя присоединяются и пробуют рисовать вместе с детьми.

Петриковская роспись

Дети открываются, когда слышат, что все умеют рисовать, и у них все получится. Девочки пишут стихи и рисуют открытки, используя элементы Петриковской росписи. Диалоги становятся интересными. "Твой рисунок похож на диван", -  говорю подростку, который утверждал, что не умеет рисовать. "Нет, это черепаха", - заявляет он. "Вот так и происходит с современным искусством - автор имеет в виду одно, а зрители понимают другое". "О, вы слышали - я художник, моя работа относится к современному искусству", - радостно подводит итоги он.

Глинотерапия
Мне хотелось плакать. Плакаты по минной безопасности в школе, слепленные детьми гранаты, мерное "бабах" в мирном небе и цветы, нарисованные в школе.
Контрасты жизни.

Футболочки от Юнисеф

Дальше Золотое. Радуются, что уже пару недель в город не прилетали снаряды. Живут осознанно - каждый день как последний.
Большая светлая школа, в которой проведен интернет. Вокруг дворы пятиэтажек, несколько магазинчиков. 

Куколка
Обычная для Донбасса застройка, в часе езды уже оккупированные территории. Из окна они видны на горизонте.
Нас встречают Элла и Лена, местные активисты. Лена - удивительный человек и талантливый художник, создает шедевры из любых подручных материалов. Преподает детям рисование.
Дети уже нас ждут. Показала элементы росписи, попробовали.
Рисование на свободную тему дало неожиданные результаты. Много тревоги и темных красок в детских рисунках.

Куклы-мотанки
Огромное поле работы для психологов. Невозможно пережить без изменений в душе военную обстановку, особенно когда ты ребенок.
Взрослые это понимают и делают, что могут. Для детей проходят творческие занятия, их вывозят в крупные города на мероприятия, приглашают нас. 

Мафия в Золотом
В волонтерском центре весь вечер играли в мафию. Активисты рассказывали о том, как они справляются и растят цветы, как дети могут съездить по обмену в другие страны, какие городские квесты они придумали на весну.
Как они живут и создают новое в такой сложной ситуации.
В Золотом особенно хорошо думать на тему: "Что для меня моя страна?" 
Для меня Украина - это люди. Золотые люди в Золотом.

Узелки
Ира переехала волонтерить из Львова и дала нам ночлег у себя. Лена надарила цветов на посадку.Света устроила замечательный ужин. Все общаются и помогают друг другу.
Уставшие после двух населенных пунктов за день, мы нашли силы на дискусию о судьбе Украины до глубокой ночи. Хочется видеть ее прекрасной...

Новоивановка

Утром в Новоивановку. 
Наш приезд туда инициатива Иры, переселенки из Луганска. Их волонтерская группа делает все, чтобы у детей был досуг. 

Маска

Также в Горском, где активистам - переселенцам удалось найти помещение для занятий. 
Три дня в пути. Судьбы, измененные войной. Разговоры и творчество.

Мафия в Новоивановке
Люди, дороги, промышленные города и лучшее будущее, которое создается самостоятельно.
Эта поездка добавила в мою жизнь иного Донбасса. 
Того, который стоит услышать. И поддержать.

Анна Гуцулка